
09.10.2019
46-й Конгресс Апимондии в Монреале. «Совместная работа в сельском хозяйстве»
«Уход за пчелами и медоносами является одним из приоритетов, которых следует придерживаться». 8 — 13 сентября представители компании BEEHIVE посетили ...
Мировой рынок меда действительно жесток. Несмотря на рост объема мирового рынка с 1,3 млн. тонн в 2001 году до 1,9 млн. тонн. в 2017 году средняя рыночная цена неуклонно снижается, оказывая дополнительное давление на производителя и все звенья в цепочке создания стоимости в отношении оптимизации затрат и оптимизации цепочки создания этой стоимости.
Тем не менее, есть несколько хороших примеров, показывающих, что извлечение добавленной стоимости продукта возможно даже в самой агрессивной и конкурентной рыночной среде. Более того, эти примеры четко подтверждаются соответствующими данными: в условиях общего снижения рыночной цены новозеландские и бразильские производители меда смогли как существенно увеличить свой экспортный уровень, так и поднять цену на продукт, который они предлагают на рынке (Новая Зеландия с 5,13 евро/кг в 2008 году до 23,54 евро/кг в 2018 году, Бразилия с 1,91 евро/кг в 2008 году до 3,34 евро/кг в 2018 году).
Несколько интересных фактов:
В объёмном выражении на Новую Зеландию приходится всего 1,5% мировой торговли медом. Тем не менее, новозеландский мед получает в несколько раз большую цену, чем в большинстве других стран-экспортеров. Объем экспорта Новой Зеландии составляет всего 7% от экспорта Китая, но средняя цена на него в 13 раз выше. Большая часть продукции, продаваемой другими крупными экспортерами, имеет значительно более низкую стоимость, чем новозеландский мед, со средней экспортной ценой 3-4 доллара США / кг по сравнению с Новой Зеландией в 28 долларов США / кг. Это указывает на то, что новозеландский продукт находится в совершенно другой категории, чем почти все другие крупные экспортеры. Большая часть конкурентного давления идет от других конкурирующих товаров для здоровья, а не от других производителей меда.
Бразильский экспорт начался не так давно, в 2003 году с эмбарго Китая на мед в ЕС. Сейчас средний экспорт меда составляет от 15 до 20 тысяч тонн в год, что приносит более 60 миллионов долларов США бразильской экономике. И это несмотря на то, что пчеловодство в Бразилии очень непрофессионально с точки зрения продуктивности — производительность бразильского меда на улей составляет около 15 кг / колония / год. По сравнению с Аргентиной с 35 кг / колония / год, Австралией с 118 кг / улей / год в среднем и Китаем 100 кг / улей / год, бразильское пчеловодство имеет большой зазор роста.
Каковы основные элементы стратегии дифференциации, используемые как правительствами, так и частными предприятиями? Мы можем указать некоторые из них, а именно:
1) Точно определенное УТП (уникальное торговое предложение), основанное на естественных свойствах определенных продуктов (уникальные антимикробные свойства Мануки в Новой Зеландии; очень натуральный мед африканских пчел в Бразилии);
2) Система стандартов качества (вот где проявляет себя правительство), разработанная в обеих странах и позволяющая измерить уровень качества продукта (аналог золота или серебра) — например, УФМ (Уникальный Фактор Мануки в Новой Зеландии), и система органической сертификации в Бразилии;
3) Способность «уловить тенденцию» — в обоих случаях используется тема глобального изменения предпочтений в питании, которая делает здоровую пищу свободную от какой-либо побочной «химии» более ценной для покупки;
4) Обширные маркетинговые усилия, помноженные на хорошо организованную систему дистрибуции. Таким образом, компания Comvita (крупнейший оператор рынка меда в Новой Зеландии) построила свою обширную дистрибьюторскую сеть и продолжает расширять партнерские отношения в Северной Америке. Прямые продажи на материковом Китае осуществляются через совместное предприятие, которое управляет более 100 фирменными магазинами Comvita по всей стране, цифровыми каналами и оптовыми рынками. В Австралии и Великобритании Comvita управляет собственным дистрибьюторским бизнесом с ограниченным розничным присутствием. Кроме того, компания владеет 45 розничными магазинами в Гонконге, Японии, Корее и Новой Зеландии. Некоторые из этих магазинов являются самостоятельными, в то время как другие являются магазинами внутри магазинов, внутри универмагов и в других зонах с высокой посещаемостью. В то же время продукты Comvita доступны через других розничных продавцов на оптовых каналах на каждом рынке.
5) Использование цифровых платформ. У Comvita есть несколько собственных сайтов электронной коммерции для конкретных стран, и компания также продает свои продукты на известных мировых платформах, таких как Amazon, Alibaba, JD.com и Rakuten в Японии.
Кейсы обеих стран представляют собой хороший пример того, как сотрудничество между правительством и частным бизнесом, помноженное на четко определенную стратегию, направленную на дифференциацию по продуктам и странам, приносит свои долгосрочные результаты и обеспечивает соответствующее расширение экспорта.
Стоит ли Украине использовать это в качестве примера или пошагового плана — сказать сложно. Но напрашивается вывод: в условиях высокой конкуренции на рынке мёда добавленная стоимость всё ещё возможна и, что более важно, необходима. Добавляя к этому государственную поддержку, можно рассчитывать на некий успех.